Как часто нужно менять масло в коробках передач
Существует много различных типов коробок передач автомобилей, у электромобилей тоже есть один нюанс, хотя коробок передач там, как таковых, нет. Поэтому рассмотрим каждый тип отдельно.
- Механическая коробка передач.
Как работает «механика» знает практически каждый водитель: это набор валов, подшипников, шестерен, синхронизаторов и муфт, которыми он оперирует вручную с помощью рычага переключения. Понятно, что всё это хозяйство нужно смазывать, и для этого применяются специальные трансмиссионные масла. Периодичность его замены у каких-то автомобильных марок установлена в 80-100 тыс. км или 5 лет, как правило японских и корейских, а в «мануалах» других вообще написано «на весь срок службы», это, как правило, европейские марки. Для тех марок, в руководстве эксплуатации которых указан интервал замены, мы советуем придерживаться этого интервала. А там, где написано «на весь срок службы» - в наших условиях эксплуатации лучше таки менять! И придерживаться тех же самых интервалов, 80-100 тыс. км. «Вечных» масел не существует. - Автоматические гидромеханические коробки передач с гидротрансформатором.
Пожалуй, самый распространенный тип автоматической коробки на сегодняшний день. Представляет собой 2-3 планетарные передачи, в которых переключение передаточных чисел выполняется автоматически, по команде электронного блока управления, фрикционными муфтами и тормозными лентами. Что касается периодичности замены, то здесь точно такая же «картина», как и для МКП: кто-то рекомендует менять с фильтром АКП каждые 5 лет и 60-100 тыс. км, а кто-то декларирует «на весь срок службы автомобиля». И в этом случае мы точно так же рекомендуем посмотреть в руководство по эксплуатации своей машины, соблюдать предписанные интервалы, а если там написано про «вечное масло», то придерживаться тех же 5 лет или 60-100 тыс. км при замене. - Автоматические фрикционные вариаторные коробки передач.
В этих коробках передач крутящий момент от двигателя к колесам передается мощным стальным ремнём, от ведущего шкива к ведомому. Примерно так же, как двигатель крутит генератор. Только диаметры шкивов изменяются, меняя скорость вращения ведомого шкива и передаваемый на него крутящий момент. Очень распространённый тип «автомата» у японских и китайских автомобильных марок. И в ней никаких «масло на весь срок службы»! Наверное, именно в этом типе АКП масло подвергается самым высоким механическим нагрузкам, и само масло очень непростое. Поэтому интервал замены (с фильтром или без, в каждой марке авто по-своему) – 60-80 тыс. км или 5 лет, что наступит раньше. - Механическая автоматизированная коробка передач, так называемый «робот».
И в самом деле, это механическая коробка передач, в которой «выжим» сцеплений, выбор включаемой передачи и её включение выполняет компьютер, с помощью гидро- или электроприводов. А не водитель, левой ногой и правой рукой (для леворульной машины). И здесь фактически смотрите пункт 1. Интервалы замены точно такие же, и про «на весь срок службы» речи не идет. - Гибридные автомобили.
В таких автомобилях могут применяться практически все описанные типы автоматических коробок передач, и интервалы замены такие же. Исключение – гибридные автомобили Toyota Lexus. В них, за редким исключением, со времен Prius первого поколения применяется исключительно простая и остроумная вариаторная, бесступенчатая трансмиссия, но безо всяких ремней! Планетарный механизм и электродвигатель, изменение частоты которого плавно меняет передаточное число коробки. Там специализированное масло для Toyota Lexus, и интервал замены 4-5 лет и 80-100 тыс. км, который если соблюдать, то коробка будет удивлять надёжностью. - Электромобили.
В электромобилях коробок передач, как таковых, нет, но есть понижающий редуктор, который снижает частоту вращения, передаваемую на двигателя на ведущие колеса. Периодичность замены в разных марках электромобилей колеблется в пре-делах 3-5 лет или 60-80 тыс. км пробега.
Обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации марки и модели ваше-го автомобиля!
Автоэксперт Дмитрий Перлин