Как правильно подбирать моторное масло
Моторное масло выполняет целый ряд задач в двигателе внутреннего сгорания:
- Снижение трения,
- Снижение износа деталей двигателя,
- Охлаждение деталей двигателя,
- Предотвращение образования отложений внутри двигателя,
- Растворение загрязнений, образующихся при работе двигателя и удержание их в растворе весь период работы моторного масла до смены
- Предотвращение коррозии деталей двигателя внутри
- Предотвращение вспенивания масла при работе двигателя
И это ещё не весь перечень, только важнейшее!
Эти задачи, часто противоречивые, предъявляют к моторным маслам комплекс требований по их составу, стойкости к механическим и температурным нагрузкам, вязкости и другим физико-техническим характеристикам. Все эти требования оформлены в так называемых допусках и стандартах к применению масел, которые формируют и публикуют международные экспертно-технические организации и автопроизводители. Причем не просто откуда-то взяты, и оформлены, а разработаны на основании лабораторных исследований, стендовых моторных и ресурсных испытаний в разных типах двигателей, которым подвергаются масла перед тем, как их начинают производить в промышленных масштабах.
Что касается международных экспертных организаций, которые занимаются этими допусками и стандартами для моторных (и не только) масел, то важнейшими из них являются:
- SAE, сообщество автомобильных инженеров. Самым известным из документов этой организации для автомобилистов является стандарт SAE J300, который регламентирует вязкостные параметры моторных масел. Известные каждому автолюбителю обозначения 10W40, или 5W40 – это как раз оттуда, равно как и их техническое описание.
- API, американский институт нефти и нефтепродуктов. Тут уже в части моторных масел речь идёт не столько о стандартах, а о допусках к той или иной технике, например, SP – недавно введённый допуск на применение моторных масел в бензиновые двигатели.
- ACEA, ассоциация европейских автопроизводителей. Эта экспертно-техническая организация так же занимается допусками к эксплуатации моторных масел, и не только для автомобилей европейских марок, но и для всего автомобильного, что продается на европейском рынке.
Отдельно нужно упомянуть про допуски самих автопроизводителей. Дело в том, что какие-то автомобильные концерны вполне довольствуются стандартами и допусками на масла, которые сгенерированы перечисленными выше организациями, это, например, Toyota, Subaru, Nissan, Chevrolet, Mazda, Peugeot, Citroen и другие. А какие-то из них формируют свои стандарты и допуски, опираясь на некие конструктивные и эксплуатационные особенности своих двигателей. Например, Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, Renault имеют собственные документы, регламентирующие применение того или иного масла в тот или иной двигатель.
Может показаться, задача правильного подбора моторного масла – ого-го какая сложная задача для человека, который не является квалифицированным специалистом в автомобильной индустрии. Тем более, что неправильный подбор масла чреват досрочным выходом двигателя из строя, поломками, весьма дорогостоящими в устранении. Но на самом деле, всё намного проще: достаточно открыть «мануал», Руководство по эксплуатации автомобиля, которое издано самим автопроизводителем, и открыть страницу, на которой все эти стандарты и допуски, для каждого из вариантов комплектаций модели, чётко прописаны. И выбрать.
Всё просто!
Если же на руках нет этого Руководства, можно воспользоваться Интернетом, тем более многие автопроизводители, например, Volkswagen, Toyota, Jaguar Land Rover публикуют на своих официальных сайтах или информацию о допусках, или сами Руководства по эксплуатации.
Автоэксперт Дмитрий Перлин