Как правильно подбирать трансмиссионное масло
Трансмиссионные масла применяются для обеспечения работы механических коробок передач, автоматических коробок передач, раздаточных коробок и угловых редукторов полноприводных автомобилей, а также редукторов и дифференциалов ведущих осей автомобилей.
В одной из статей на нашем портале мы рассказали о принципах инженерного под-хода к выбору моторных масел, то есть для двигателей внутреннего сгорания, бензиновых и дизельных (активная ссылка на статью). По сути, эти принципы будут абсолютно справедливы и для подбора масел трансмиссионных, некоторые отличия будут продиктованы разными условиями работы смазочных материалов, в моторах и коробках-редукторах. Потому и задачи смазок будут несколько отличаться.
Рассмотрим задачи моторного масла, и сразу дадим комментарии, будут ли какие отличия для трансмиссионных масел:
- Снижение трения: Это же справедливо и для «трансмиссионки».
- Снижение износа деталей двигателя: То же должна обеспечить и «трансмиссионка»
- Охлаждение деталей двигателя: Частично да. Частично, потому что в трансмиссии не будет таких температур, как в двигателях.
- Предотвращение образования отложений внутри двигателя: В коробках любого типа и редукторах не будет высокотемпературных отложений, и грязи из-за несгоревших остатков топлива такой тоже не будет. Но в гидромеханических АКП будут продукты износа фрикционных элементах коробок, потому масло для таких «автоматов» должно бороться с ними.
- Растворение загрязнений, образующихся при работе двигателя и удержание их в растворе весь период работы моторного масла до смены: Выше мы упомянули про гидромеханические автоматические коробки, вот масла для них и должны растворять и держать в себе эти загрязнения, обусловленные износом фрикционных их элементов. Кстати, поэтому масла для таких «автоматов» темнеют по мере работы, а для других коробок и редукторов – нет.
- Предотвращение коррозии деталей двигателя внутри: Абсолютно справедливо и для трансмиссий.
- Предотвращение вспенивания масла при работе двигателя: Тоже абсолютно справедливо для трансмиссий.
Кроме перечисленных задач, которые являются общими для моторных масел и масел для трансмиссий, есть еще и чисто трансмиссионная специфика:
- Масла для механических коробок передач должны обеспечивать работу в условиях высоких нагрузок в зацеплении зубьев шестерен, и при этом такие детали, как синхронизаторы, выполненные из сплавов цветных металлов, не должны разрушаться присадками таких масел.
- Масла для редукторов ведущих мостов, с гипоидными передачами, должны обеспечивать работу в условиях экстремально высоких нагрузок на шестерни.
- Масла для гидромеханических автоматических коробок должны с одной стороны обеспечивать смазку агрегата, а с другой обеспечивать надежному сцеплению во фрикционных элементах коробок. Та же противоречивая зада-ча стоит перед маслами для вариаторных АКП, в которых крутящий момент передается шкивами и стальным наборным, или в виде цепи, ремнем.
Получается, что задач, решаемых трансмиссионными маслами, требований к ним, ничуть не меньше, чем у моторных масел, поэтому правильный выбор «трансмиссионки» - весьма ответственная задача.
Все эти требования так же, как у моторных масел, оформлены в так называемых допусках и стандартах к применению масел, которые формируют и публикуют международные экспертно-технические организации и автопроизводители.
Для подбора масел для МКП, раздаточных коробок и редукторов как правило при-меняются допуски и стандарты международных организаций. Прежде всего это SAE, сообщество автомобильных инженеров. Самым известным из документов этой организации для автомобилистов является стандарт SAE J300, который регламентирует вязкостные параметры в том числе трансмиссионных масел. Например, 75W90, условное обозначение стандарта для всесезонного трансмиссионного масла.
- API, американский институт нефти и нефтепродуктов. API вводит требования к маслам и допуски для их эксплуатации. Например, GL-3 – трансмиссионное масло для механических коробок многих заднеприводных автомобилей, а GL-5 – масло редукторов (главных передач) ведущих осей с гипоидными передачами.
Что касается автоматических гидромеханических коробок передач, а также вариаторных передач, то стандарты трансмиссионных масел и их допуски разработаны компаниями, которые производят эти агрегаты, совместно с автопроизводителями, или самими автопроизводителями, если они сами делают коробки, как, например, Mercedes-Benz. Это такие системы допусков, как GM ATF Dexron, Ford Mercon, Toyota Aisin, JATCO Nissan и так далее.
Задача правильного подбора трансмиссионного масла – практически невыполнимая задача для человека, который не является квалифицированным специалистом в автомобильной индустрии и попытается её решить, опираясь на данные по составу масла, пакету присадок, физико-техническим параметрам и тому подобное.
Тем не менее, есть абсолютно доступный любому автолюбителю, простой способ правильного подбора : открыть «мануал», Руководство по эксплуатации автомобиля, которое издано самим автопроизводителем, и открыть страницу, на которой все эти стандарты и допуски, для каждого из вариантов комплектаций модели, чётко прописаны. И выбрать.
Всё просто!
Если же на руках нет этого Руководства, можно воспользоваться Интернетом, тем более многие автопроизводители, например, Volkswagen, Toyota, Jaguar Land Rover публикуют на своих официальных сайтах или информацию о допусках, или сами Руководства по эксплуатации.
Этот простой способ подбора трансмиссионного масла и является правильным с инженерной точки зрения.
Автоэксперт Дмитрий Перлин